Влага во фреоновом контуре. Рекомендации по замене фреонового фильтра в промышленном чиллере.

Регламентная замена фреонового фильтра

Регламентная замена фреонового фильтра производится примерно раз в 5 лет, в зависимости от наличия влаги во фреоновом контуре промышленного водоохладителя, попавшей внутрь холодильного контура. Частоту регламентной замены фреонового фильтра определяет производитель чиллера, что и указывает в «Руководстве по эксплуатации», в разделе «Техническое обслуживание» или «Регламентное техническое обслуживание чиллера».  

Влага может попадать внутрь фреонового контура по причине не герметичности системы, например, через неплотные резьбовые или вальцованные соединения, микротрещины, и по многим другим причинам.  Последствия этого могут быть самыми разными, от ухудшения теплообмена и окисления обмоток компрессора, что может стать причиной его замыкания, до подмерзания ТРВ и электромагнитного клапана и прекращения их нормального функционирования. В любом случае, наличие влаги в контуре пагубно сказываться на работе всего промышленного водоохладителя в целом.

Проблема небольшого количества влаги во фреоновом контре решается путем замены фреонового силикагелевого фильтра, который имеет не только фильтрующий, но и влагозадерживающий эффект. Основное наполнение любого такого фильтра — силикагель, который является абсорбентом влаги.  

Ниже приведен пошаговый метод и рекомендации по замене фреонового фильтра.

Рекомендации по замене фреонового фильтра в промышленном чиллере

1. Определение наличия влаги в системе фреонового контура

Наличие влаги определяется по цвету индикатора влажности в смотровом стекле чиллера (см.рис. ниже).

Индикатор влажности, в центре смотрового стекла, должен иметь сплошной зеленый цвет. По окружности смотрового стекла вклеена специальная информационная наклейка, на которой указано какой цвет индикатора, о чем он свидетельствует. На зеленом фоне надпись — DRY, что в переводе в английского языка — «сухо, сухой». Следовательно, если цвет индикатора зеленый, значит влага в системе отсутствует или присутствует в незначительном количестве, которое не определяется индикатором влажности и не является критичным для работы промышленного чиллера.

При наличии на индикаторе влажности значительных желтых вкраплений (более 50% от общей площади индикатора влажности), или же индикатор полностью желтого цвета, руководствуемся информационной наклейкой, на желтом фоне которой надпись — WET что в переводе в английского языка «влажный, мокрый». Делаем вывод, что влага в системе присутствует в существенном количестве и ее необходимо удалить из фреонового контура чиллера.

Смотровое стекло промышленного чиллера

Рис. 1 Смотровое стекло промышленного чиллера

2. Удаление влаги из фреонового контура

Первое, что необходимо сделать — это найти причину попадания влаги в систему и соответственно ее устранить.

Удаление влаги из фреонового контура может происходить различными способами.

Наиболее эффективным, но наименее распространенным является — стравливание всего объема хладагента из фреонового контура, с последующей сушкой системы азотом, возможна многократная закачка азота в холодильный контур, с различной длительностью. Далее вакуумирование системы в течении длительного времени, сообразного мощности вакуумного насоса и внутреннему объему контура, пока индикатор влажности не станет полностью зеленым. К данному способу прибегают в крайних случая, при очень большом количестве воды в системе (например, при размораживании пластинчатого испарителя в промышленном генераторе ледяной воды и проч.). При малых количества влаги и большой емкости фреона в системе такую операцию производить нецелесообразно, так как это весьма затратно и долго.

Самым распространённым, быстрым и простым способом осушения фреонового контура является — замена силикагелевого фильтра

Необходимо перекрыть вентиль выхода жидкого хладагента от ресивера к фильтру (рис.2)

.

Фильтр чиллера

Рис. 2 Фильтр чиллера

Убедиться в отсутствии электропитания на катушке электромагнитного клапана, который открывает подачу жидкого фреона к ТРВ и далее к испарителю — соленоид должен быть закрыт (рис.3).

Соленоид чиллера

Рис. 3 Соленоид чиллера

Далее необходимо открутить гайки, соединяющие вальцованную трубку к фланцу фильтра.  

При откручивании и закручивании гаек на фильтре, предварительно необходимо побрызгать маслом, WD-40 или другим средством подобного действия под медную трубу и резьбу, в местах прилегания гаек — для уменьшения силы трения гайки об трубу, во избежание ее сворачивания в сторону кручения гайки гаечным ключом.

При вальцевании трубы она предварительно повергается нагреву — обжигу. В противном случае, необожжённая медная труба при вальцевании лопнет.

Обожжённая медная труба при внешнем механическом воздействии подвержена деформации. Поэтому, при откручивании и закручивании гаек, необходимо удерживать сам фильтр вторым ключом и прилагать равные усилия в противоположную сторону относительно кручения гаек. Пробрызгивание необходимо производить как при откручивании, так и при закручивании до и после фильтра, независимо от длины трубки. Даже при длинном и изогнутом отрезке необожжённой трубы после места обжига, при отсутствии смазки, неизбежен загиб или залом трубки, по причине того, что крутящие усилие распространяется равномерно по всей прямой длине трубы, а наиболее слабый участок, вне зависимости от места приложения усилия подвергнется деформации, что может повлечь появления микротрещин и разрыва поверхности трубы (Рис.4).

Гайка фильтра чиллера

Рис. 4 Гайка фильтра чиллера

Если есть возможность, то будет уместным аккуратное придерживание обожжённого участка трубки трубным ключом с прорезиненными губцами или ремешковым трубным ключом (рис. 5).

Трубный ключ для медных трубок чиллера

Рис. 5. Трубный ключ для медных трубок чиллера

Основная фиксация трубки ключом должна осуществляться не за счет прижима трубки губцами или сильной затяжки резинового ремешка, а преимущественно за счет крутящей силы трения трубки об мягкую резину губцов трубного ключа или силиконового ремешка. Перед закручиванием гаек на фильтре, нанести на резьбу фильтра резьбовой клей — в качестве фиксации и предотвращения от раскручивания гаек, при вибрации.

Далее, при наличи клапана Шредера в фильтре (см. рис. 6) или на участке от выходного вентиля ресивера до соленоида, произвести вакуумирование, открыть вентиль ресивера, произвести запуск установки.

Фильтр с клапаном для чиллера

Рис. 6. Фильтр с клапаном для чиллера

При отсутствии клапана Шредера — закрутить гайки, но не затягивать, подать питание на катушку электромагнитного клапана, оставшийся в испарителе фреон, под избыточным (относительно атмосферного) давлением воздух выдавит из завоздушенного участка, далее затянуть гайки, как описано выше.

После запуска промышленного чиллера, дайте ему поработать в режиме некоторое время (обычно сутки) и посмотрите цвет индикатора влажности. Если цвет зеленый, следовательно, вся влага была абсорбирована фильтром. Если цвет желтый или имеются желтые вкрапления (более 50% площади индикатора), то необходимо провести повторную замену фильтра, вероятно количество влаги в системе превзошло абсорбирующие возможности фильтра. Далее вмонтировать новый фильтр и повторить «эксперимент».

Как правило, при небольшом количестве влаги 1-2 замен фильтра оказываться достаточно.  При попадании большого количества воды, придется воспользоваться первым способом, на практике, третий раз менять фильтр, оказывается нецелесообразно.  

У некоторых профессионалов для целей сбора влаги из системы используются гибкие шланги, для временного включение в любой фреоновый контур выносного (внешнего) фильтра. Как правило, эти внешние фильтры имеют больший объем по производительности, относительно существующего фреонового контура, для более быстрого и эффективного сбора влаги, а также сменные силикагелевые вставки, которые меняются в стальном корпусе фильтра, что удешевляет процедуру осушения, так как не приходится выбрасывать фильтр целиком. А уже по достижении зеленого цвета индикатора влажности в смотровом стекле промышленного водоохладителя — устанавливают новый, штатный фильтр.

Замена фреонового фильтра в промышленном чиллере должна осуществляться только специалистом по холодильной технике, с соблюдением всех необходимых правил. Это связано с тем, что данная техника содержит вещества, которые разрушают озоновый слой и влияют на ухудшение экологии.