Альтернативные виды хладагентов для холодильного транспорта

Рефрижераторный транспорт обеспечивает перевозку грузов от места их производства до места розничной продажи. Развитие надежных видов рефрижераторного транспорта привело к расширению сферы его применения. В мире сегодня осуществляется перевозка широкого ассортимента пищевых и не­пищевых продуктов. Так, по оценке специалистов, только контей­нерных рефрижераторов находится в эксплуатации около 400 тыс. Появление специализированных автомобилей-рефрижераторов значительно упростило как межконтинентальную, так и междуна­родную транспортировку грузов.

Грузовые суда, имеющие рефрижераторные трюмы, составляют значительную часть рефрижераторного флота, предназначенного для перевозки грузов на дальние расстояния. Аммиак был первым хладагентом, который использовали для этой цели. Однако к 80-м годам он оказался в большей степени заменен R22 в основном из-за того, что работа с аммиаком повышает риск возникновения аварийных ситуаций.

В 70-х годах все новые крупнотоннажные рефрижераторные суда были оборудованы холодильными системами, использовав­шими в качестве хладагента R22. В рефрижераторных контейнерах к этому времени уже широко применяли R12. В системах назем­ных трейлерных перевозок в более поздние годы широкое распро­странение получил также R502. Поэтапное сокращение производ­ства ХФУ в соответствии с Монреальским протоколом оказало се­рьезное влияние на промышленность, выпускающую рефрижера­торные контейнеры, трейлерные авторефрижераторы и рефри­жераторные суда. В настоящее время в качестве хладагента в реф­рижераторных контейнерах широко используют R134a.

В последнее время появились сообщения о создании двух новых хладагентов (R413A и R407D), основанных на ГФУ, у ко­торых нет недостатков, характерных для R134a в сравнении с R12. Новый хладагент R407D совместим с полиэфирными холо­дильными маслами и имеет значительно более высокое давле­ние конденсации, чем R12 или R401B.

Хладагенты, альтернативные R502 и R22

Когда запрет на ХФУ официально вступил в силу, разработка веществ, альтернативных R502, пошла по двум направлениям.

Возврат к R22. Это разработка новых типов компрессоров (включая двухступенчатые). Системы с этими компрессорами до­роже и характеризуются меньшей энергетической эффективнос­тью, чем одноступенчатые системы;

Разработка хладагентов-имитаторов R502. Первые такие имита­торы представляли собой смеси хладагентов на основе R22. В свя­зи с тем, что для ГХФУ также были установлены сроки поэтапного прекращения производства, эти вещества хотя и были широко распространены в качестве сервисных хладагентов, но в новом оборудовании их больше не используют.

Разработка хладагента R404A

Разработка хладагента R404A, представляющего собой смесь нескольких ГФУ, эксплуатационные характеристики которой сходны с характеристиками R502, дала возможность заменить как R22, так и R502 в низкотемпературном холодиль­ном оборудовании.