Альтернативные виды хладагентов для холодильного транспорта
Рефрижераторный транспорт обеспечивает перевозку грузов от места их производства до места розничной продажи. Развитие надежных видов рефрижераторного транспорта привело к расширению сферы его применения. В мире сегодня осуществляется перевозка широкого ассортимента пищевых и непищевых продуктов. Так, по оценке специалистов, только контейнерных рефрижераторов находится в эксплуатации около 400 тыс. Появление специализированных автомобилей-рефрижераторов значительно упростило как межконтинентальную, так и международную транспортировку грузов.
Грузовые суда, имеющие рефрижераторные трюмы, составляют значительную часть рефрижераторного флота, предназначенного для перевозки грузов на дальние расстояния. Аммиак был первым хладагентом, который использовали для этой цели. Однако к 80-м годам он оказался в большей степени заменен R22 в основном из-за того, что работа с аммиаком повышает риск возникновения аварийных ситуаций.
В 70-х годах все новые крупнотоннажные рефрижераторные суда были оборудованы холодильными системами, использовавшими в качестве хладагента R22. В рефрижераторных контейнерах к этому времени уже широко применяли R12. В системах наземных трейлерных перевозок в более поздние годы широкое распространение получил также R502. Поэтапное сокращение производства ХФУ в соответствии с Монреальским протоколом оказало серьезное влияние на промышленность, выпускающую рефрижераторные контейнеры, трейлерные авторефрижераторы и рефрижераторные суда. В настоящее время в качестве хладагента в рефрижераторных контейнерах широко используют R134a.
В последнее время появились сообщения о создании двух новых хладагентов (R413A и R407D), основанных на ГФУ, у которых нет недостатков, характерных для R134a в сравнении с R12. Новый хладагент R407D совместим с полиэфирными холодильными маслами и имеет значительно более высокое давление конденсации, чем R12 или R401B.
Хладагенты, альтернативные R502 и R22
Когда запрет на ХФУ официально вступил в силу, разработка веществ, альтернативных R502, пошла по двум направлениям.
Возврат к R22. Это разработка новых типов компрессоров (включая двухступенчатые). Системы с этими компрессорами дороже и характеризуются меньшей энергетической эффективностью, чем одноступенчатые системы;
Разработка хладагентов-имитаторов R502. Первые такие имитаторы представляли собой смеси хладагентов на основе R22. В связи с тем, что для ГХФУ также были установлены сроки поэтапного прекращения производства, эти вещества хотя и были широко распространены в качестве сервисных хладагентов, но в новом оборудовании их больше не используют.
Разработка хладагента R404A
Разработка хладагента R404A, представляющего собой смесь нескольких ГФУ, эксплуатационные характеристики которой сходны с характеристиками R502, дала возможность заменить как R22, так и R502 в низкотемпературном холодильном оборудовании.