Причины кавитации насоса
Краткое содержание материала:
— Определение кавитации насоса
— Типы кавитации насоса
— Признаки кавитации насоса
— Причины кавитации насоса
— Последствия кавитации насоса
Кавитация насоса — это образование множества паровых пузырьков, из — за резкого перепада парциального давления перекачиваемой жидкости. Пузырьки образуются областях относительно низкого давления в улитке насоса, вокруг оси рабочего колеса насоса (крыльчатки). Пузырьки, при перемещении от оси к краю рабочего колеса, под влиянием на них высокого давления, лопаются внутри улитки насоса, производя мини — взрывную волну с высокой кинетической энергией, движущуюся со скоростью звука (или близкой к ней), таких мини — взрывов происходит множество. Кавитация может возникнуть в жидкости практически с любой вязкостью.
С точки a до пунктирой линии давление падает ниже давления пара;
в точке b давление повышается;
а участке b - c жидкость поступает на подачу насоса, пузырьки подвергаются избыточному давлению и взрываются.
При кавитации на всасывания взрыв происходит ближе к точке b, при кавитации на нагнетании, взрыв происходит ближе к точке с.
(!) Чем выше температура жидкости на входе в насос и ниже давление, тем ближе к точке d произойдет взрыв пузырьков, для снижения риска вскипания жидкости и образования паровых пузырьков, можно повысить давление на входе в насос и (или) снизить температуру входящей жидкости.
Типы кавитации насоса
Существует несколько основных типов кавитации с позиции практики и с точки зрения физики возникновения процесса:
1. Кавитация всасывания;
2. Кавитация нагнетания;
3. Кавитация испарения (т.н. классическая кавитация);
4. Кавитация аспирации;
5. Кавитация турбулентности;
Типы кавитации и их особенности подробно будут рассмотрены ниже, под заголовками «Причины кавитации насоса».
(!) Различные типы кавитаций могут сочетаться. Например, паровая кавитация нагнетания или аспирационная кавитация на всасывании, смешанная кавитация — паровая и аспирационная на всасывании и т.п.
Признаки наличия кавитации насоса
1.Повышенная вибрация;
2. Повышенный уровень шума (бульканье, потрескивание, звук сыплющегося гравия, как будто насос перекачивает мелкие камешки);
3. Повышение потребляемой мощности, относительно номинальной;
4. Снижение давления и объемного расхода перекачиваемой жидкости.
(Комментарий) Вращательный момент насоса расходуется не на всасывание жидкости, а на расширение пузырьков в области низкого давления. При перемещении пузырьков в зону высокого давления, вращательный момент двигателя насоса, вместо подачи жидкости из насоса, частично расходуется на сжатие пузырьков.
Причины кавитации насоса
Кавитация всасывания возникает при пониженном давлении всасывания насоса - перед всасывающей полостью улитки насоса. Характерным повреждением, при кавитации на всасывании является выщербленная сталь преимущественно ближе к центру крыльчатки – как бы вокруг центра и крыльчатки насоса.
Причинами пониженного давления всасывания могут быть:
— всасывающий трубопровод меньше требуемого диаметра, согласно номинального объемного расхода для данной модели насоса;
Замена или дублирование параллельным трубопроводом.
— чрезмерное давление пред всасывающей полостью насоса, превышающее максимально рекомендованное для данной модели насоса (чрезмерный подпор воды на всасывании);
Частично перекрыть задвижку на всасывании.
— заужение перед всасывающей полостью насоса, например — несоразмерный обратный клапан;
Заменить заужающий нормальное проходное сечение элемент.
— загрязненный фильтр или засоренный всасывающий трубопровод;
Почистить, устранить засор.
— недостаточный подпор воды перед всасывающим трубопроводом, если насос несамовсасывающий;
Опустить насос ниже источника воды или заменить насос на самовсасывающий.
— фактическая высота всасывания насоса (подъема жидкости с отрицательной отметки) больше номинальной для данной модели насоса;
Опустить насос ниже к источнику воды, вмонтировать бустерный насос для создания дополнительного подпора воды или заменить насос.
— слишком длинная всасывающая магистраль, превышающая номинальную (рекомендуемую максимальную длину) для данной модели насоса;
Разместить насос ближе к источнику воды, значительно увеличить диаметр всасывающего трубопровода (можно дублировать) или заменить насос.
— неоптимальная конструкция всасывающего трубопровода — много углов, подъемов, петель и проч., с вероятными воздушными пробками.
Переделать плохо сконструированный участок трубопровода.
Кавитация нагнетания возникает при чрезмерно высоком давлении нагнетания. При котором объемный расход очень низкий — менее 5% от номинального. Кавитация нагнетания замедляет подачу жидкости насосом, вследствие чего жидкость частично рециркулирует между улиткой насоса и крыльчаткой, с очень высокой скоростью, при этом образуется слой вакуума и пузырьки. Характерным повреждением кавитации нагнетания является выщербленная сталь на краях крыльчатки и на улитке насоса. При интенсивных и длительных микровзрывах пузырьков, может повредиться рабочий вал, вплоть до трещины или перелома.
Причинами повышенного давления нагнетания могут быть:
— слишком большая высота подъема жидкости, превышающая номинальную для данной модели насоса;
Поставить повышающий циркуляционный насос. При возможности снижения объемного расхода – поставить байпасный перепускной клапан на подаче насоса или заменить насос.
— нагнетательный трубопровод меньше требуемого диаметра, согласно номинального объемного расхода для данной модели насоса;
Переделать трубопровод или дублировать параллельным трубопроводом через тройники, по возможности снизить обороты двигателя насоса .
— загрязненный фильтр или засоренный нагнетательный трубопровод;
Почистить, устранить засор.
— слишком длинная нагнетательная магистраль, превышающая номинальную (рекомендуемую максимальную длину) для данной модели насоса;
Разместить насос ближе к месту подачи воды, поставить повышающий циркуляционный насос(ы)на подающей магистрали или заменить насос.
(Важно!) Чем выше температура жидкости и ниже давление на входе в насос, тем выше риск появления кавитации. При давлении ниже 0.05 бар, вода вскипит, при +30°С, в этой связи, для прекращения кавитации, повышаем давление на всасывании и (или), если допускает технологический процесс — максимально возможно снижаем температуру.
Кавитация испарения (классическая кавитация) — наиболее часто встречающийся тип кавитации с точки зрения физики возникновения, когда статическое давление в перекачиваемой жидкости, падает ниже давления пара. Вообщем — то, в подавляющем большинстве случаев, когда речь идет о кавитации наоса, имеют в виду именно ее. С практической позиции, она может быть кавитацией испарения, как на всасывании насоса, так и на нагнетании насоса.
Кавитация аспирации, когда воздух всасывается в водяной контур и перекачиваться. Вероятно образование вихрей из воздушных пузырьков. Кавитация аспирации значительно менее разрушительна, чем паровая, по причине того, что при повышении давления, воздух снова диффундирует в жидкость, этот процесс более длительный, чем резкое схлопывание пузырей пара.
Возможные пути попадания воздуха в водяной контур:
— сальниковые уплотнения насоса;
— торцевые уплотнения насоса;
— фланцы, резьбовые соединения;
— воздушные пробки, при плохой конструкции трубопроводов;
— сильно пенящиеся жидкости;
— воздушные пузыри, в том месте, откуда всасывает жидкость насос.
Кавитация турбулентности провоцируется образованием вихрей на всасывании насоса.
Причины вихрей:
— Грязевые сетчатые — фильтры на линии всасывания, близко к всасывающей полости насоса, особенно неверно подобранные или смонтированные с ошибками;
— Множество загибов и петель на всасывающем трубопроводе;
Последствия кавитации насоса
1. Мини — взрывы разрушают рабочие поверхности улитки и крыльчатки;
2. Увеличиваются зазоры;
3. Снижается производительность;
4. Разбиваются подшипники, клапана и сальники;
5. Разбалансировка, повышение вибраций;
6. Повышение потребляемой мощности насоса;
Кавитация, чаще всего и наиболее выражено возникает в центробежный насосах. Центробежные насосы широко применяются при производстве чиллеров, в этой связи, инженер – холодильщик обязан знать о кавитации, чтобы при проектировании чиллера исключить вероятность этого явления или суметь диагностировать на уже работающем чиллере.