Способы бюджетного повышения надежности чиллеров

Вступление

Чиллеры являются дорогостоящим оборудованием. Многолетний опыт позволил выявить узлы, которые наиболее часто выходят из строя. Выход из строя некоторого элемента автоматизации может повлечь его замену, без существенных последствий для основного оборудования, таких как компрессор или теплообменник, а может причинить значительный ущерб оборудованию, вплоть до его не ремонтопригодности.

Ниже мы опишем ряд мер, при соблюдении которых возможно минимизировать число выездов сервисных специалистов по ремонту оборудования и риск серьезного повреждения.

Обоснование

Экономическая составляющая, при производстве промышленных чиллеров, в России в частности, является ключевой. Чем дороже себестоимость, тем прибыль производителя чиллеров, так как цены диктует рынок, а экономика в РФ, как известно развита слабо и любой приобретатель оборудования желает сэкономить, уложиться в бюджет и т.д. И сверхнадежные чиллеры по огромной цене редко пользуются спросом, при этом есть гарантия и общий срок службы, который чиллер должен отработать. По экономической же причине нет возможности с чиллером поставлять полный комплект основных запчастей вроде компрессора, теплообменного оборудования и всего комплекта автоматики (ЗИП), фактически равной стоимости еще одной установки. Иными словами, тезис цена — качество выходит на первый план. Но необходимо повысить надежность чиллера, путем недорогих, но действенных мер, некоторые из них очевидны, но на практике не всегда их можно встретить на многих чиллерах, некоторые могут показаться странными или неоправданными, но как показало время они многократно себя окупили.

Способы повышения надежности промышленных чиллеров

(от очевидных к более нетипичным решениям)

1. Установка реле напряжения с возможностью регулировки процента скачка электричества сети (РНПП). Казалось бы, очевидная вещь, но количество звонков с просьбой о ремонте их чиллера, со сгоревшими компрессорами из-за перепадов напряжения велико именно по причине отсутствия этого самого реле. Устранение последствий сгорания процесс долгий и дорогостоящий, не считая стоимости нового компрессора. На многих промышленных предприятиях России напряжение нестабильно и установка такой комплектующей обязательна. У любого компрессора есть данные какой перекос напряжения он может выдержать без последствий. Настраивается РНПП на процент, немного меньше заданного значения.  Стоимость ~ 2000 — 3000 рублей.

рнпп для промышленного чиллера

2. Установка дополнительного(ных) датчика температуры. Более 50 — 60% всех гарантийных и постгарантийных неисправностей связаны как раз с поломкой температурного датчика. Они бывают довольно тонкие и могут легко подвергаться порче, если его случайно кто-то дернет, проводя обслуживание чиллера или же бывает заводской брак. Контроллер выдает ошибку датчика  чиллер останавливается, производство тоже. А причина ничтожна, как и стоимость температурного датчика. И из-за этого приходится посылать к клиенту специалиста, который тратит день на поездку для его замены. Чиллеры поставляются в разные регионы РФ и СНГ и далеко не везде есть свой холодильщик, приходится нанимать стороннюю компанию для ремонта своего оборудования, что затратно.  Решение в установке на штатное место двух — трех датчиков одновременно и вывод в щит управления контактов от всех установленных датчиков. При появлении ошибки, любой работник предприятия легко отсоединит от клемм контакты испорченного датчика и подключит контакты запасного. Весь ремонт 3 минуты, затрат никаких, стоимость датчиков незначительна, даже относительно стоимости контроллера, не говоря об общей цене чиллера. А ведь замена датчика за 200 — 300 рублей может обойтись во много тысяч рублей на наем или командировку работника + простой предприятия и недовольный клиент, который может уже ничего не заказать. Чтобы избежать звонков с сообщением о поломке датчика можно в Руководстве прописать алгоритм действий, при появлении данной ошибки.

Температуный датчик NTC для промышленного чиллера

3. Установка механического термометра на подаче хладоносителя. Как описывалось выше, датчики ломаются часто, но не всякую поломку фиксирует контроллер. Иногда, датчик просто показывает ложную температуру, отличную от реальной температуры хладоносителя в баке, после испарителя или перед испарителем. Таким образом, контроллер отрабатывает по ложной температуре. Чиллер работает не корректно. Отследить это можно по показанию механического термометра, в Руководстве прописывается, чтобы при обязательном сервисном осмотре чиллера, сравнивалась температура на контроллере и температура на термометре. Разница в их показаниях не должны превышать 2 градуса. Если разница значительна, то следует заменить датчик. Последствия некорректной работы промышленного водоохладителя, в некоторых случаях может быть фатальна для пластинчатого испарителя и компрессора. Например, контроллер снимает показание +20°C, а по факту из испарителя поступает вода с температурой +1°C. В этом случае испаритель может замерзнуть и разорваться (разморозиться), во фреоновый контур попадает вода, требуется его осушение, чистка и к сожалению, не всегда удается “спасти” компрессор. Существуют рекомендации по замене фреонового фильтра в промышленном чиллере после попадания влаги и осушению системы. Но нужно всеми способами стараться этого можно избежать. Цена вопроса 500 — 700 рублей, что также ничтожно в сравнении со стоимостью чиллера.

На практике, случаи с неверным показанием датчика столь же частые, как и фиксация контроллером ошибки датчика, причем вне зависимости от производителя, такое случается и с контроллерами топовых холодильных компаний.

Термометр биметаллический для промышленного чиллера

(На данном этапе, путем принятия простейших мер мы уже избежали до 70% гарантийных или сервисных звонков.)

4. Не технический, но чрезвычайно рабочий метод, защиты чиллера, что называется — “от дурака”, который ни стоит буквально НИЧЕГО. А именно, опечатывание реле аварийного давления, в частности низкого. При неплотности во фреоновом контуре, которая может возникнуть по многим причинам, например, от механического повреждения с образованием микротрещины или наличие микропоры в пайке и др., фреон со временем уходить из системы. Иногда, на предприятии находится некий человек, считающий, что он холодильщик, который точно “знает” что делать  найти и открыть реле низкого давления и выкрутить аварийную отместку на ноль, таким образом, чтобы реле не фиксировало аварию. Как следствие, давление кипения снижается ниже аварийной отметки, теплообменник разрывает замерзшей водой. “Холодильщик” понимает  что-то сделал не то и возвращает первоначальную заводскую уставку и непременно говорит, что ничего не трогал ТУТ. Приезжает сервисный инженер, и делает вывод о неисправности реле давления. Если моноблочный чиллер на гарантии весь комплекс работ и стоимость запчастей ложится на производителя. Решается просто - ставится плотная бумажная печать на реле низкого давления с печатью организации и подписью инженера, таким образом, чтобы вскрыть реле было невозможно не разорвав печать. В Руководстве прописывается, что если печать будет нарушена, то гарантия снимается, после окончания гарантии, при появлении аварии рекомендовать звонить производителю и под руководством специалиста выяснять причину. Все. В электрическую схему для обхода реле никто пока не залазил.

5. Более дорогой метод, но также актуальный. Еще одна причина  заклинивание реле контроля протока жидкости на чиллерах. К сожалению, не часто, но происходит и с очень дорогими и качественными реле протока. Лапка реле по какой-то причине фиксируется в рабочем положении и при отсутствии протока дает сигнал, что проток через испаритель есть. Последствия очевидны.  Причин тому несколько, опишу наиболее частые  со временем может начать подтекать резьба и местный сантехник ее перематывает, однако, вкручивает слишком глубоко и  лапка упирается в трубу или положение реле не строго по движению протока; брак реле; сорванный или неправильно настроенный регулировочный винт, короткая лапка, слишком длинная или широкая лапка и др. При ручном управлении, ошибка при эксплуатации возможна  отключение насоса с включённым охлаждением. При неблагоприятных условиях эксплуатации, где нет должного обслуживания и специалистов, особенно на мощных чиллерах уместно и разумно поставить два реле протока жидкости через испаритель. Стоимость 2000 — 5000 рублей (в зависимости от производителя). Оба реле ставятся на выходе из испарителя в разных местах трубы. Если оба реле фиксируют проток, то чиллер охлаждает. Если одно из реле не фиксирует проток, то чиллер не охлаждает  это сигнал к тому чтобы проверить нормальную отработку обоих реле для выяснения которое неисправно, чаще лапка подклинившего реле остается в положении наличия протока. Дороговато, но как говорилось выше для мощных чиллеров стоимость незначительна и применение метода оправдано. По договорённости с клиентом можно повысить стоимость чиллера на цену дополнительного реле потока, объяснив повышением долговечности и надежности оборудования в целом. Также, как описывалось в п.4, вполне уместно опечатать реле контроля протока, чтобы при его повороте печать срывалась, во избежание его неверного монтажа местным работником без консультации.

Реле контролля протока жидкости для промышленного чиллера

6. Дублирование реле низкого давления. Обоснование похоже на то, как описано выше. Касательно технической стороны, то чаще всего встречается:  брак сильфона, заклинивание лапки, не переключение электрического контакта т.е. механически реле отрабатывает, а электрический контакт не перещелкивается в авариную позицию и некоторые другие.

Можно описать еще другие методы, эффективного повышения надежности промышленных чиллеров, таковых множество. Здесь же приведены наиболее частые, потенциально опасные неисправности, но при этом наименее затратные способы для их предотвращения, которые покрывают до ~80% всех неблагоприятных случаев, что и было целю написания данного практического руководства.

Если Вы хотите приобрести надежный и простой в эксплуатации охладитель пишите нам. Мы являемся Российским производителем чиллеров и имеем многолетний опыт производства холодильного оборудования под заказ.