Авария низкого давления в промышленном чиллере

Ниже будут перечислены основные причины появления аварии низкого давления в чиллере и пути к их устранению. Описанные ситуации относятся к случаям, случившемся на исправно работающем охладителе до возникновения данной аварии. Если авария возникла спустя небольшое время работы, то может иметь место заводской брак или неправильная настройка оборудования, обратитесь к производителю чиллера за консультацией и гарантийным ремонтом.

Загрязнённый фильтр промышленного чиллера

Причина: авария низкого давления по причине засорённого фильтра грубой очистки на входе охлаждаемой жидкости в испаритель. При наличии механический грязи любого рода в хладоносителе, при отсутствии системы фильтрации и дополнительного фильтра на входе в чиллер, вся грязь скапливается как раз в фильтре перед испарителем. Из-за чего проток через испаритель снижается, вследствие чего давление кипения фреона снижается, снизившись до аварийной отметки чиллер останавливается по аварии низкого давления.

Устранение: Чистка фильтра перед испарителем, установка на входе в промышленный чиллер дополнительного фильтра  «грязевика» для предотвращения попадания механической грязи в теплообменник чиллера. Установленный внутри чиллера фильтр является крайней степенью защиты теплообменника чиллера, от случайно попавших в насос частичек грязи, но не системой фильтрации как таковой. Его регулярная чистка внутри чиллера не вполне удобна и безопасна, так как в узком пространстве внутри рамы есть риск что-либо повредить внутри чиллера, например, капиллярные трубки. Проще и безопасней чистить внешний фильтр. Если охлаждается проточная вода с вероятностью постоянного загрязнения (например, вода из водоёма) имеет смысл установить дополнительную систему фильтрации с несколькими ступенями очистки. После чистки следует сбросить аварию на реле низко давления, путем нажатия кнопки сброса аварии. Далее запуск. Рекомендуется осуществить чистку обоих фильтров через 30-60 минут после начала работы, для удаления возможных загрязнений, попавших после монтажа второго фильтра.

Фильтр для чиллера

Снижение температуры окружающего воздуха

Причина: существуют моноблочные чиллеры для уличной эксплуатации и для эксплуатации в отапливаемом помещении. Уличные снабжены системой холодного запуска (зимний пакет), который обеспечивает штатный пуск охладителя, при отрицательных температурах окружающей среды. Если чиллер не снабжен зимним пакетом и заказывался на заводе, как чиллер для помещения, то при остановке чиллера (например, на ночь) и падении температуры в цеху около 0°C или ниже, давление во фреоновом контуре также падает до аварийной отметки и фиксируется авария низкого давления.

Устранение: чиллер можно запустить путем сбрасывания аварии низкого давления вручную, следует отрыть реле, далее -  отверткой, механически подпереть лапку реле в безаварийное положение и нажать кнопку сброса, далее запустить охладитель, когда давление поднимется до рабочего, вытащить отвертку. Также такое часто случается, при первом запуска, так как зимой чиллер может перевозиться в транспорте с отрицательной температурой. При работе с отверткой будьте осторожны, не втыкайте ее слишком глубоко в реле, так как на некоторых моделях можно повредить сильфон.

Для предотвращения дальнейших аварий установите чиллер туда где температура не снижается ниже +5°C. В помещениях многие охлаждают воду и при снижении температуры ниже 0°C это может привести к замерзанию воды в тонком межпластинчатом пространстве испарителя и разрыву платин, что повлечет очень дорогостоящий ремонт.

Выход из строя температурного датчика промышленного чиллера

Причина: механическое повреждение датчика или заводской брак.  При этом, на экран контроллера не всегда выводится ошибка датчика, но контроллер будет показывать некоторое показание температуры, а фактически и у хладоносителя будет совсем другая, например гораздо ниже показываемой на контроллере   хладоноситель может переохлаждаться, давление кипения фреона будет снижаться, чиллер зафиксирует аварию низкого давления.

Устранение: измерьте температуру на выходе из испарителя в любом удобном месте с помощью механического, ртутного, спиртового, электронного или при наличии бесконтактного термометра. Обычно, в трубах есть металлические гильзы для этих целей, если гильзы нет, то можно померить на металлической улитке насоса, приклеив в ней термочувствительный датчик измерительного прибора и накрыв неприлегающую часть датчика теплоизоляцией на время измерений.  Следует учесть погрешность в ~1-2 градуса. Если чиллер со встроенным гидромодулем с баком, и датчик контроллера чиллера находится непосредственно в баке, то измерьте температуру охлаждаемой жидкости в баке. Температура по показанию термометра и показываемая на контроллере не должна отличатся более чем на ~0.5-1 градус. Если разница больше, следует заменить температурный датчик. После замены повторить измерения.

Утечка фреона из промышленного чиллера

Причина: механическое повреждение фреонового контура; микротрещина вальцованного соединения из-за вибрации; частично раскрученная гайка на вентилях, штуцерах или вальцованных соединениях по той же причине; микропора в паяном соединении; негативное химическое воздействие на медные трубки и др.

Устранение: постарайтесь с помощью фонарика визуально найти масляные подтеки на полу рамы чиллера и на других элементах. При более подробном осмотре найдите место откуда масло подтекает. Если на манометре осматриваемой области (высокого/низкого давления) присутствует избыточное давление и фреон ушел только частично, то нанесите пенный раствор на предполагаемое место повреждения для того чтобы удостовериться, что именно там имеется негерметичность. Если давление на манометре нулевое, то закачайте в данную область через клапан Шредера азот (25-27 бар) и пропеньте. Или закачайте азот с примесью фреона проверьте данное место течеискателем, при обнаружении предполагаемого места утечки – пропеньте.

Если масляных  пятен не обнаружено, закачайте азот с примесью фреона проверьте весь контур с помощью течеискателя, при обнаружении предполагаемого места утечки – локально пропеньте.

Разрыв испарителя промышленного чиллера

Причина: если визуальных повреждений нет, масляные подтеки также отсутствуют на полу рамы, но при этом давление на манометрах равно нулю. Вероятно, мог быть поврежден испаритель чиллера. На многих современных чиллерах малой и средней мощности установлены пластинчатые теплообменники ввиду их высокой эффективности и малых габаритов, но они требуют более внимательной эксплуатации. Причины их поломки различны: неисправное реле контроля протока воды через испаритель (~10% случаев), неисправный температурный датчик (~10% случаев), неисправное реле низкого давления фреона или его неграмотная перенастройка (~50% случаев) и др. 

Явным признаком такой неисправности могут быть масляные пятна в о охлаждаемой жидкости, например, в баке-аккумуляторе чиллера.

Устранение: при наличии такого повреждения пластинчатый испаритель будет иметь визуально заметную выгнутость. При целом испарителе  охлаждаемая жидкоть и фреон сообщаются толлько через стенку испарителя и никак не смешиваются. Через сервисный штуцер (клапан Шреддера) области низкогодавления, закачайте во фреоновый контур азот по давлением, при порванном испарителе азот будет выходить через контур хладоносителя (контур охлаждаемой жидкости). 

Выяснить  выход из строя какого элемента автоматизации привел к разрыву испарителя. Снять испорченный теплообменник, заменить вышедший из строя элемент автоматизации. При данной аварии во фреоновый контур чиллера поедает вода. Далее следовать рекомендациям по замене фреонового фильтра в промышленном чиллере  дано описание необходимых ремонтных мероприятий по осушению фреонового контура от влагипри.

Некорректная работа механического реле низкого давления

Причина: заводский брак, механическое повреждение реле низкого давления. Несоответствие реального давления хладагента, в контуре, настройки реле и давления его срабатывания. Например, давление в контуре 8 бар, фактическая надстройка РД по шкале - 5 бар, но РД все равно срабатывает на 8 бар. Такое несоответствие настройки по шкале и реального давления срабатывания может быть из-за брака пружины или сильфона РД.

Решение: Замена РД, починить и выяснить конечную причину практически невозможно, вне заводских испытательных стендов.

В качестве временного решения: (если крайне необходима работа установки до момента замены РД) можно настроить реле не по настроечной шкале, но по фактическому давлению в контуре низкого давления, т.е. уменьшать/увеличивать настройку пружины и смотреть на каком фактическом давлении РД будет срабатывать. Проделать такой прием несколько раз, чтобы убедиться, что РД срабатывает на необходимом фактическом давлении в контуре, вне зависимости от показания настроечной шкалы.

Некорректная работа аварийного датчика низкого давления

Причины: Заводский брак, попадание грязи в датчик, в месте присоединения к фреоновому контуру. Сбой или поломка контроллера.

Решение: отсоединить датчик от фреонового контура, далее, прочистить, например, напором эфира из баллончика или другим химическим очистителем, не агрессивным к материалу датчика. Замена датчика.

Присоединить к контроллеру другой аналогичный датчик, если ошибка сохранилась, то дело в контроллере. Сбросить настройки контроллера до заводских. Если установлен свободно-программируемый контроллер, то проверить корректность кода и(или) перезаписать. Или замена контроллера.