Авария низкого давления в промышленном чиллере
Ниже будут перечислены основные причины появления аварии низкого давления в чиллере и пути к их устранению. Описанные ситуации относятся к случаям, случившемся на исправно работающем охладителе до возникновения данной аварии. Если авария возникла спустя небольшое время работы, то может иметь место заводской брак или неправильная настройка оборудования, обратитесь к производителю чиллера за консультацией и гарантийным ремонтом.
Загрязнённый фильтр промышленного чиллера
Причина: авария низкого давления по причине засорённого фильтра грубой очистки на входе охлаждаемой жидкости в испаритель. При наличии механический грязи любого рода в хладоносителе, при отсутствии системы фильтрации и дополнительного фильтра на входе в чиллер, вся грязь скапливается как раз в фильтре перед испарителем. Из-за чего проток через испаритель снижается, вследствие чего давление кипения фреона снижается, снизившись до аварийной отметки чиллер останавливается по аварии низкого давления.
Устранение: Чистка фильтра перед испарителем, установка на входе в промышленный чиллер дополнительного фильтра — «грязевика» для предотвращения попадания механической грязи в теплообменник чиллера. Установленный внутри чиллера фильтр является крайней степенью защиты теплообменника чиллера, от случайно попавших в насос частичек грязи, но не системой фильтрации как таковой. Его регулярная чистка внутри чиллера не вполне удобна и безопасна, так как в узком пространстве внутри рамы есть риск что-либо повредить внутри чиллера, например, капиллярные трубки. Проще и безопасней чистить внешний фильтр. Если охлаждается проточная вода с вероятностью постоянного загрязнения (например, вода из водоёма) имеет смысл установить дополнительную систему фильтрации с несколькими ступенями очистки. После чистки следует сбросить аварию на реле низко давления, путем нажатия кнопки сброса аварии. Далее запуск. Рекомендуется осуществить чистку обоих фильтров через 30-60 минут после начала работы, для удаления возможных загрязнений, попавших после монтажа второго фильтра.
Снижение температуры окружающего воздуха
Причина: существуют моноблочные чиллеры для уличной эксплуатации и для эксплуатации в отапливаемом помещении. Уличные снабжены системой холодного запуска (зимний пакет), который обеспечивает штатный пуск охладителя, при отрицательных температурах окружающей среды. Если чиллер не снабжен зимним пакетом и заказывался на заводе, как чиллер для помещения, то при остановке чиллера (например, на ночь) и падении температуры в цеху около 0°C или ниже, давление во фреоновом контуре также падает до аварийной отметки и фиксируется авария низкого давления.
Устранение: чиллер можно запустить путем сбрасывания аварии низкого давления вручную, следует отрыть реле, далее - отверткой, механически подпереть лапку реле в безаварийное положение и нажать кнопку сброса, далее запустить охладитель, когда давление поднимется до рабочего, вытащить отвертку. Также такое часто случается, при первом запуска, так как зимой чиллер может перевозиться в транспорте с отрицательной температурой. При работе с отверткой будьте осторожны, не втыкайте ее слишком глубоко в реле, так как на некоторых моделях можно повредить сильфон.
Для предотвращения дальнейших аварий установите чиллер туда где температура не снижается ниже +5°C. В помещениях многие охлаждают воду и при снижении температуры ниже 0°C это может привести к замерзанию воды в тонком межпластинчатом пространстве испарителя и разрыву платин, что повлечет очень дорогостоящий ремонт.
Выход из строя температурного датчика промышленного чиллера
Причина: механическое повреждение датчика или заводской брак. При этом, на экран контроллера не всегда выводится ошибка датчика, но контроллер будет показывать некоторое показание температуры, а фактически и у хладоносителя будет совсем другая, например гораздо ниже показываемой на контроллере — хладоноситель может переохлаждаться, давление кипения фреона будет снижаться, чиллер зафиксирует аварию низкого давления.
Устранение: измерьте температуру на выходе из испарителя в любом удобном месте с помощью механического, ртутного, спиртового, электронного или при наличии бесконтактного термометра. Обычно, в трубах есть металлические гильзы для этих целей, если гильзы нет, то можно померить на металлической улитке насоса, приклеив в ней термочувствительный датчик измерительного прибора и накрыв неприлегающую часть датчика теплоизоляцией на время измерений. Следует учесть погрешность в ~1-2 градуса. Если чиллер со встроенным гидромодулем с баком, и датчик контроллера чиллера находится непосредственно в баке, то измерьте температуру охлаждаемой жидкости в баке. Температура по показанию термометра и показываемая на контроллере не должна отличатся более чем на ~0.5-1 градус. Если разница больше, следует заменить температурный датчик. После замены повторить измерения.
Утечка фреона из промышленного чиллера
Причина: механическое повреждение фреонового контура; микротрещина вальцованного соединения из-за вибрации; частично раскрученная гайка на вентилях, штуцерах или вальцованных соединениях по той же причине; микропора в паяном соединении; негативное химическое воздействие на медные трубки и др.
Устранение: постарайтесь с помощью фонарика визуально найти масляные подтеки на полу рамы чиллера и на других элементах. При более подробном осмотре найдите место откуда масло подтекает. Если на манометре осматриваемой области (высокого/низкого давления) присутствует избыточное давление и фреон ушел только частично, то нанесите пенный раствор на предполагаемое место повреждения для того чтобы удостовериться, что именно там имеется негерметичность. Если давление на манометре нулевое, то закачайте в данную область через клапан Шредера азот (25-27 бар) и пропеньте. Или закачайте азот с примесью фреона проверьте данное место течеискателем, при обнаружении предполагаемого места утечки – пропеньте.
Если масляных пятен не обнаружено, закачайте азот с примесью фреона проверьте весь контур с помощью течеискателя, при обнаружении предполагаемого места утечки – локально пропеньте.
Разрыв испарителя промышленного чиллера
Причина: если визуальных повреждений нет, масляные подтеки также отсутствуют на полу рамы, но при этом давление на манометрах равно нулю. Вероятно, мог быть поврежден испаритель чиллера. На многих современных чиллерах малой и средней мощности установлены пластинчатые теплообменники ввиду их высокой эффективности и малых габаритов, но они требуют более внимательной эксплуатации. Причины их поломки различны: неисправное реле контроля протока воды через испаритель (~10% случаев), неисправный температурный датчик (~10% случаев), неисправное реле низкого давления фреона или его неграмотная перенастройка (~50% случаев) и др.
Явным признаком такой неисправности могут быть масляные пятна в о охлаждаемой жидкости, например, в баке-аккумуляторе чиллера.
Устранение: при наличии такого повреждения пластинчатый испаритель будет иметь визуально заметную выгнутость. При целом испарителе охлаждаемая жидкоть и фреон сообщаются толлько через стенку испарителя и никак не смешиваются. Через сервисный штуцер (клапан Шреддера) области низкогодавления, закачайте во фреоновый контур азот по давлением, при порванном испарителе азот будет выходить через контур хладоносителя (контур охлаждаемой жидкости).
Выяснить — выход из строя какого элемента автоматизации привел к разрыву испарителя. Снять испорченный теплообменник, заменить вышедший из строя элемент автоматизации. При данной аварии во фреоновый контур чиллера поедает вода. Далее следовать рекомендациям по замене фреонового фильтра в промышленном чиллере — дано описание необходимых ремонтных мероприятий по осушению фреонового контура от влагипри.
Некорректная работа механического реле низкого давления
Причина: заводский брак, механическое повреждение реле низкого давления. Несоответствие реального давления хладагента, в контуре, настройки реле и давления его срабатывания. Например, давление в контуре 8 бар, фактическая надстройка РД по шкале - 5 бар, но РД все равно срабатывает на 8 бар. Такое несоответствие настройки по шкале и реального давления срабатывания может быть из-за брака пружины или сильфона РД.
Решение: Замена РД, починить и выяснить конечную причину практически невозможно, вне заводских испытательных стендов.
В качестве временного решения: (если крайне необходима работа установки до момента замены РД) можно настроить реле не по настроечной шкале, но по фактическому давлению в контуре низкого давления, т.е. уменьшать/увеличивать настройку пружины и смотреть на каком фактическом давлении РД будет срабатывать. Проделать такой прием несколько раз, чтобы убедиться, что РД срабатывает на необходимом фактическом давлении в контуре, вне зависимости от показания настроечной шкалы.
Некорректная работа аварийного датчика низкого давления
Причины: Заводский брак, попадание грязи в датчик, в месте присоединения к фреоновому контуру. Сбой или поломка контроллера.
Решение: отсоединить датчик от фреонового контура, далее, прочистить, например, напором эфира из баллончика или другим химическим очистителем, не агрессивным к материалу датчика. Замена датчика.
Присоединить к контроллеру другой аналогичный датчик, если ошибка сохранилась, то дело в контроллере. Сбросить настройки контроллера до заводских. Если установлен свободно-программируемый контроллер, то проверить корректность кода и(или) перезаписать. Или замена контроллера.