Обмерзание компрессора

№1. Влажный ход компрессора

обмерзание компрессора

Не выкипевший в испарителе хладагент, докипает во всасывающей полости компрессора.

Перечисляем вероятные причины возникновения:

1) Неверная настройка ТРВ   слишком сильно открытый ТРВ. Пропускаемое ТРВ количество хладагента не успевает выкипать в испарителе данной производительности.

Диагностируется: низкий перегрев хладагента (фреона), при нормальном переохлаждении хладагента и давлении конденсации.

Решение: Пробовать прикрывать ТРВ.

2)  Переразмерный ТРВ или клапан к нему (дюза)  в промышленном чиллере; неверно отмеренная длина дросселирующей  капиллярной трубки  в небольшой бытовой установке.

Диагностируется: Закрываем ТРВ почти полностью, при слегка приоткрытом ТРВ, все равно имеем низкий перегрев на всасывании, обмерзание компрессора продолжается. Переохлаждение и давление конденсации в норме. Температура кипения хладагента в норме или повышена, относительно температуры охлаждаемой среды в данный момент времени — ΔT. ΔT приблизительно равна 5К — 10К. Как правило, для пластинчатых испарителей 5К, для прочих до 10К.

Решение: меняем клапан (дюзу) в ТРВ, если дюза максимальная для данного ТРВ, то производим замену ТРВ на другую модель. Заново рассчитываем длину капиллярной трубки, тоже меняем.

3) Чрезмерная заправка хладагента.

Диагностируется: низкий перегрев хладагента (фреона), при повышенном переохлаждении жидкого хладагента и повышенном давлении конденсации.

Решение: Стравить лишний жидкий хладагент из области высокого давления (из ресивера) в отвакуумированный фреоновый баллон.  

(Комментарий) Можно стравить значительное количество, затем понемногу осуществлять дозаправку газообразного хладагента во всасывающую полость компрессора, при работающем чиллере, контролируя перегрев, переохлаждение и давлении конденсации, пока хладагент не начнет не просто выкипать в испарителе  в полном объеме, но и перегреваться на необходимую температурную дельту.

4) Маленький испаритель недостаточной мощности  с недостаточной теплообменной поверхностью для данного чиллера (агрегата). Следствие ошибки в расчетах  инженера или невнимательность монтажника, при производстве чиллера.

Диагностируется: ТРВ открываем максимально, при этом перегрев на всасывании занижен, но и температура кипения хладагента занижена. ΔT  разница между температурой кипения хладагента и температурой охлаждаемой среды в текущий момент времени (см.п.2)  ΔT увеличена. Может быть  15К — 25К и даже более.

Решение:

Первый метод – сложный, но очевидный – замена испарителя или наращивание к нему теплообменной поверхности, через тройники добавляем еще один дополнительный испаритель, на входе, вплотную перед тройником монтируем ТРВ, термобаллон ТРВ крепим сразу после тройника – коллектора, на всасывающей трубе (на общей трубе).

Второй метод — если имеет место быть незначительная нехватка теплообменной поверхности, что будет видно по величине ΔT (например она равна 13K, что не является критичным). В этом случае, стараемся наиболее эффективно использовать существующую площадь поверхности теплообмена, т.е. максимально возможно увеличить объемный расход охлаждаемого вещества через испаритель. Если это камера, то ставим модернизированные вентиляторы увеличенной мощности (бывает еще специальная форма лопастей для повышения эффективности) или (и) за воздухоохладителем можно поставить дополнительные отдельно стоящие (висящие) мощные  вентиляторы, которые будут обдувать ламели, суть в том чтобы максимально (кратно) увеличить проток воздуха через ламели испарителя. Если речь идет о промышленном водоохладителе, то здесь необходимо поставить насос большего объемного расхода, но который позволят прокачивать существующие трубопроводы. Стараемся дать максимально возможную тепловую нагрузку в единицу времени, для более интенсивного теплообмена и выкипания хладагента.

5) Недостаточная циркуляция охлаждаемого вещества через испаритель.

Диагностируется: по признакам похожа на недоразмерный испаритель, см. выше п.4.

Следует исключить следующие факторы:

 визуальный осмотр работы вентиляторов воздухоохладителя и свободная циркуляция воздуха через ламели (отсутствие грязи в ламелях или в воздушном фильтре). Сильное обмерзание ламелей воздухоохладителя, при плохой циркуляции воздуха.

 визуальный осмотр работы циркуляционного насоса в промышленном чиллере. Наличие протока и давления на входе в испаритель или хорошее перемешивание, ели чиллер с погружным испарителем. Проверка чистоты жидкостного фильтра на входе хладоносителя в испаритель  для чиллера с пластинчатым испарителем.

Решение: Восстановление должной циркуляции охлаждаемой среды, сообразно типу теплообменника — испарителя.  

№2. Обмерзание при очень низком давлении хладагента

Температура кипения хладагента напрямую зависит от температуры охлаждаемой среды. В низкотемпературных чиллерах низкое кипение является абсолютной нормой и при выковкой температуре окружающей среды и высокой влажности вокруг компрессора,  область всасывания естественным образом  обмерзает. Обмерзание области карт—  нежелательно, даже при очень низком кипении.

Если мы имеем среднетемпературный холодильный агрегат, при этом он значительно обмерзает, и причиной этого стало низкое давлении фреона, следовательно, необходимо выяснить причину снижения давления всасывания.

1) Недостаточная заправка хладагента  ошибка при производстве или монтаже чиллера  неверная заправка.

Диагностируется: Прикройте ТРВ до минимума, при этом останется пена в смотровом стекле или пена исчезла, но увеличенный перегрев на всасывании и недостаточное переохлаждение жидкого фреона после конденсатора.

Решение: Дозаправить газообразным хладагентом, при включенном компрессоре, до исчезновения пены в смотровом стекле и адекватных показателей перегрева и переохлаждения.

2) Недоразмерный ТРВ или клапан к нему (дюза) — в промышленном чиллере; неверно отмеренная длина дросселирующей  капиллярной трубки — в небольшой бытовой установке.

Диагностируется: Открываем ТРВ полностью, все равно имеем низкий перегрев на всасывании, обмерзание компрессора продолжается. ΔT  температура кипения хладагента понижена, относительно температуры охлаждаемой среды в данный момент времени. ΔT приблизительно равна 5К — 10К. Как правило, для пластинчатых испарителей 5К, для прочих до 10К.

Решение: меняем клапан (дюзу) в ТРВ, если дюза минимальная для данного ТРВ, то производим замену ТРВ на другую модель. Заново рассчитываем длину капиллярной трубки и тоже меняем.

KVL - регулятор давления в картере

3) Закрыт KVL  регулятор давления в картере, на всасывании в компрессор

Диагностируется:  Проверить.

Решение: Открыть KVL на требуемую отметку

4) Загрязненный фреоновый фильтр — жидкостной, который мешает должному протоку жидкого хладагента к ТРВ. В систему могло попасть много грязи из различных источников, как то: окалина, при нетехнологичной пайке; грязное масло; последствия сгорания компрессора; попадание инородных тел во фреоновые трубы, при невнимательном монтаже выносного воздушного конденсатора или испарителя и проч.

Диагностируется:  Высокий уровень хладагента в смотровом стекле уровня в ресивере, но при этом пена в смотровом стекле после электромагнитного клапана (соленоида), при прикрытии  ТРВ  пена не пропадает. Если нет ресивера, то по всем признакам будет  недоразмерный ТРВ, с той разницей, что при недоразмерном ТРВ  пены не будет (особенно если прикрыть ТРВ), а при загрязненном фильтре она есть, открытие или закрытие ТРВ ничего глобально в смотровом стекле не меняет.

(Практическая рекомендация) На ощупь (или сторонним термометром) -  до фильтра труба теплее, после фильтра заметно холодней, при нормальном протоке, температура до и после одинаковая (+/-).

Идеальный вариант — это слить часть или весь хладагент и заправить заново, чтобы точно знать количество хладагента в системе, если нет контроля на ресивере. Если заправка близка к норме или немного избыточна, но пена не исчезла, то проблема в фильтре.

(Комментарий)  Фильтр на всасывании в компрессор (редко)  лучшим вариантом будет перезаправка с повторным контролем. Также можно сравнить температуры до и после фильтра.

(Комментарий)  Будет нелишним проверить работоспособность электромагнитного клапана (соленоида). Однако, если заклинивает соленоид, то он полностью теряет пропускную способность, исключительно редко выход из строя соленоида влечет частичное затруднение протока через него.

Решение: Замена фреонового фильтра или соленоида.

Обмерзание компрессора